Новости

Подписаться на канал Муджи в Youtube

То, что Есть!

Диалог с Муджи
Диалог с Муджи: То, что Есть!
  • Некоторые учителя говорят, что невозможно ничего сделать, чтобы стать просветлённым или пробуждённым. Что не существует выбора, да и нет того, кто делает выбор. Так ли это?

Муджи: Как это отозвалось внутри тебя, когда ты услышал это?

  • На самом деле, я испытывал смешанные чувства. С одной стороны было ощущение глубокого освобождения – такое простое и естественное, после которого нахлынуло разочарование и гнев. Честно говоря, я почувствовал раздражение и подавленность от мысли, что у меня нет свободы воли. Это было очень странно.

Что из этого осталось в тебе, оказавшись сильнее?

  • Как я сказал ранее, поначалу чувство освобождения было сильным и прекрасным, но кратковременным. А вот разочарование, сомнение и замешательство затянулись надолго.

И эти чувства опять привели тебя на сатсанг, не так ли?

  • Можно и так сказать. На самом деле, у меня нет ощущения, что я принимал решение прийти на сатсанг. Как будто меня привела сюда какая-то сила. Когда я здесь, с тобой — всё прекрасно, твои слова и присутствие заставляют меня чувствовать себя в безопасности, в объятиях Истины. Проблемы начинаются, когда я оказываюсь во внешнем мире. Тогда я сомневаюсь в себе, чувствую себя слабым, дезориентированным и теряю ту убежденность, которая у меня есть сейчас. Мне нужна помощь.

«Мне нужна помощь» — это важное утверждение в твоем ответе. Разумно искать помощь до тех пор, пока ты не выйдешь за пределы потребности в помощи, вместо того, чтобы высокомерно заявлять: «Не существует никого, кому надо помогать, ни меня, ни тебя. Никого не существует, есть только то, что Есть». Это истинно, когда звучит из уст мудреца, но абсолютно фальшиво, когда исходит из эгоистичного ума, принявшего позу эдакого духовного супергероя. Подобное понимание невозможно привить эгоцентрированному уму, ибо истинное понимание растворяет искателя вместе с его эго. Никого не остается, чтобы провозгласить себя освобожденным. Существует только Единство, проявляющееся через сознание и в качестве сознания; это Единство выражается как космическая игра. Сознание, играющее роль кроткого искателя, в конечном итоге, благодаря Милости, достигает окончательного понимания, осознав себя как Безличное Осознание/Бытие.

Твой поиск помогает открыть врата потоку Милости, проявленной в форме «Учителя», который есть отражение твоего Истинного Я, и чей авторитет и присутствие способствуют возвращению ума, обращенного во внешний мир, в свой сердечный источник, в результате приводя к окончательному пониманию. Эта Милость исходит из твоего Сердца и является твоим истинным Я — ты, наверное, слышал выражение: «Зов Сердца». Однако, всё это разворачивается как игра в сознании. Абсолют, Единое реальное Бытие – внутренний Сат-Гуру не извлекает никакой пользы и не претерпевает никакого изменения, он остается неизменным основанием или истоком. Такова Истина.

  • Меня переполняет радость от напоминания об этом, возможно, это действие сатсанга. Но я должен сказать, я всё ещё в легком замешательстве насчет…

Нет! Остановись. На самом деле, «ты», тот, кем ты действительно являешься, не можешь быть в замешательстве. Замешательство – это состояние ума. Точнее было бы сказать, что ты наблюдаешь замешательство, возникающее в тебе. И оба эти чувства – замешательство и радость, включая проявление этих чувств в теле, а также соответствующие мысли и суждения, сопровождающие эти чувства, воспринимаются тобой. Все эти состояния возникают и исчезают в присутствии некого фонового «поля» — безличного разума или естественного свидетельствования, не так ли?

  • Да. Кажется благодаря такому способу наблюдения возникает определенная дистанция. Ощущается больше нейтральности и пространства.

Давай вернёмся к твоему изначальному вопросу.

  • Да. Но я хотел бы, чтобы ты больше рассказал об этом…

Хорошо, хорошо, мы к этому вернемся, если понадобится. В утверждении: «Нет ничего, что ты можешь сделать, чтобы достичь просветления» — кто или что является «тобой»? И кто или что слышит данное утверждение?

  • Я! То, что я есть.

И что это? (пауза…) Сейчас твои глаза застилает пелена мыслей. Не думай! Исследуй!

  • Мой ум. Моя индивидуальность. Моё ощущение себя, я полагаю. Мой интеллект?

Нет ли чего-то глубже? Того, что видит ум, индивидуальность, интеллект? Того, откуда возникают все эти утверждения? Того, что остается незатронутым действиями ума, интеллекта? Разве все это не явления, наблюдаемые с некой бесстрастной позиции? Ты можешь это подтвердить?

  • Да (медленно кивает). Я могу подтвердить, что это так.

Оставив в стороне любые явления, которые возникают, сейчас обрати своё внимание на само наблюдение. Что это в действительности такое, то, что наблюдает? Это личность или объект? Есть ли у этого форма, какие-то характеристики или качества? Это что-то личностное?

  • Нет. Там нет никого. Ничего.

Есть ли там ты?

  • Да. Нет. Я должен быть. Я в этом.

Что видит или знает это?

  • Я не знаю. Я просто знаю, но я не знаю, каким образом я знаю. Я здесь и я ничто. То есть, без формы. Снова пришло это ощущение. То, что я чувствовал, что испытывал в прошлый раз.

Не цепляйся за это чувство сейчас, позволь ему быть. Не вспоминай прошлое. Оставайся «за сценой». Не отождествляйся ни с чем, ничего не касайся. Просто наблюдай, оставаясь нейтральным, потому что даже когда состояние радости утихнет, только это наблюдение останется. Ты не можешь «владеть» или «стать» этим. Никакого обладания, никакого достижения, только восприятие мыслей и ощущений, спонтанно возникающих в сознании. Ты видишь?

  • Но, я не хочу, чтобы блаженство уходило. Зачем его отталкивать? Я хочу остаться в этом состоянии навсегда. Разве не в этом смысл?

Это именно то, что ты должен сделать. То чего не было ранее, не может длиться вечно, это пройдёт. Любое явление относится к сфере перемен. Пусть блаженство приходит и уходит, это естественно, и это — сама свобода. Признай, что «я не хочу его отталкивать» — всего лишь подкрепленная ощущениями мысль, которая возникает и воспринимается чем-то за пределами появления и исчезновения. Будь един с этим. Не гонись ни за чем, оставайся лишь нейтральной осознанностью. Это всё. Чего может хотеть осознанность? Чего ей не хватает? Что ей удерживать и что терять?

  • Мой ум стал совершенно пустым. Извини, ты можешь повторить?

Что наблюдает эту «пустоту»?

  • (пауза…) Я. Я здесь снова!

Еще раз, кто или что сейчас здесь?

  • Просто это. Нет слов, чтобы передать или описать это. Ничто. Пустота.

Есть ли в этом какая-то грусть?

  • Нет.

Счастье?

  • Нет.

Свобода?

  • Нет. Я бы даже не использовал слово «свобода» (пауза). Нет слов…

Ага! Очень хорошо! Молодец! Вот оно! Это всё. Ты это сделал. Отлично! Упражнение окончено. А теперь выйди из этого и вернись к своему предыдущему состоянию, чтобы мы могли продолжить с твоими важными вопросами.

  • Ммм… Это невозможно! Это больше не имеет смысла. Выйти и куда идти?

Сюда!

  • Некуда идти! Нет даже «здесь»!

Правда? А как насчет Сейчас?

  • Нет, и этого «сейчас» тоже нет (длинная пауза…) Я ясно вижу, что это только концепции. На этот счет больше нет сомнений – Неописуемое пребывает за пределами всего.

Только это и есть свобода — за пределами любых концепций о свободе. Естественное и высшее состояние истинного бытия.

(Задающий вопросы, кажется, погрузился в медитативное состояние, его лицо неподвижно, но безмятежно… Муджи удовлетворенно смеётся…)

Я хотел бы поговорить о том, что происходит, когда угасает опыт «просветления», но сейчас невозможно это с ним обсуждать, пока он в самадхи (смех…)

Другая слушательница задает вопрос:

  • Я тоже пережила это состояние, в котором он, похоже, находится сейчас, такого рода опыт без опыта, который длился около 3-4 недель. Я чувствовала себя абсолютно пустой, чистой, присутствующей, единой со всем, что Есть. Всё просто происходило само по себе. Это было действительно неописуемо и прекрасно, но спустя какое-то время мой ум вернулся. В моём случае, я думаю, даже сильнее, чем раньше. На самом деле, я погрузилась в тяжелую депрессию и чувствовала себя совсем потерянной. Я боюсь повторения того опыта.

Какого опыта?

  • Того сумасшедшего опыта. (Смех…)

Истинное Я – это неизменный фон, находящийся за пределами феноменального мира. Это — безличная осознанность, Незыблемая и Блаженная. В плане опыта она сияет как чувство чистого субъективного знания «Я есть». Это «Я есть» — безлично и тождественно сознанию – полю восприятия. Это прямое выражение чистой субъективности. Шри Нисаргадатта Махарадж, великий мудрец, описывает ощущение Я как «дверь, которая открывается в одну сторону — в проявленный мир, а в другую сторону — в вечность». Данный образ чудесно выражает это. Все события происходят как движение в сознании и воспринимаются внутри сознания самим сознанием, присутствием «Я есть». Это «свидетель» или принцип свидетельствования, которым мы являемся, пока тело находится здесь.

  • Так, мы тело или «в» теле или что-то отдельное? Потому что…
    (Слушательница начала вспоминать какие-то свои переживания и наблюдения…)

Оставь все это. Просто оставайся открытой, позволяя тому, что я говорю, быть услышанным, не держись за определенную мысль или идею, не анализируй: «Что мне делать в связи с тем, что сказал Муджи?», пусть слушание просто происходит. Ты пребываешь здесь до возникновения «слушающего» ума. Наблюдай мысль «я», это не истинное Я. Эта мысль приходит, когда безличное знание «Я есть» отождествляется с телом, которое всего лишь инструмент, посредством которого сознание выражает себя. Отождествление с телом приводит к возникновению эго или индивидуальности – ощущению «себя» как отдельной личности. Итак, чувство индивидуальности не может существовать без поддерживающего его безличного сознания, и само должно быть изменчивым выражением этого творческого сознания. Только теперь оно действует как обусловленное сознание, уверенное в том, что оно тело-ум. И тогда возникает концепция о существовании «других» и базовое стремление защищать себя, а также появляется то, что «нравится и не нравится» вместе с суждениями, страхами, желаниями, привязанностями и всей игрой взаимосвязанных противоположностей. Мы, в своем индивидуальном аспекте, очаровываемся переживаниями и привязываемся к ним, что естественно и само по себе не «плохо», когда наблюдается как игра выражений проявленного сознания, которым мы являемся. Но, когда это воспринимается с точки зрения индивидуальной личности с её частной «территорией» – тогда возникают большие проблемы! (смех…).

А теперь послушай: нет ничего особенного, что нужно «сделать», и нет того, кто должен это сделать или переделать. Просто должно произойти изменение в понимании, и всё встанет на свои места. Всё Едино. Возьмём для примера телескоп и представим, что это Абсолют. Телескоп — это единое устройство, выдвини одну его часть – и появится безличное «Я есть», но телескоп по-прежнему является единым устройством. Выдвини ещё одну его часть – и появится «я»-мысль или индивидуальность и одновременно с этим проявленный мир развернет свою игру. Как русские матрешки – одна внутри другой, но, при этом, все они вместе — единое целое! Единство, выражающееся как все проявленное и непроявленное – два аспекта одной Реальности. Такова игра в театре сознания. А ты конечный свидетель — счастливый, незатронутый и цельный. Ты – То! Здесь нет ничего личного! Я не рассыпаюсь перед тобой в комплиментах.

  • Пожалуйста, не мог бы ты повторить про «театр сознания»?

Нет! Я не могу повторить. Сейчас будь внимательной, открытой, присутствующей, но нейтральной, не позволяя своему вниманию блуждать или зацикливаться на чем-то. Именно такую позицию я предлагаю тебе занять. Доверяй своей интуиции. Твой ум является неустанным и бдительным искателем, который стремится к абсолютной точности, а затем ловится на ощущении, что он упустил нечто жизненно важное. На данной стадии это тонкая форма сопротивления и уклонения. Мой тебе совет: если ты что-то упустила, просто отпусти это. Сейчас всё хорошо. Настоящая ты здесь, вне всего этого, наблюдает без усилий возникающие ощущения потери и обретения и отбрасывает эти ощущения как нереальные — «нети-нети» как говорят джняни. Ты, как осознание, не являешься никаким определённым ощущением. Мысли и чувства приходят и уходят подобно волнам, играющим на поверхности океана. Пусть всё приходит и уходит своим чередом, это естественно для волн. Океан, вода, волны – это всё одно и то же. Оставайся свидетелем. Для свидетеля ничто не теряется и не обретается, ничто не бывает плохим или хорошим. Это безупречно чистая, незапятнанная основа, на которой тени ума и мира, имен и форм танцуют танец своего видимого существования.

  • Но, Муджи, бдительность безусловно нужна, чтобы удостовериться, что мы понимаем все правильно, дабы избежать недоразумений, особенно, если всё это ново для нас. Кроме того, многие священные писания и учителя указывают на то, что бдительность – это необходимое качество или добродетель для духовного роста.

Это справедливо, если реально существует «кто-то», кто воспользуется этим пониманием. Но, если ты исследуешь по-настоящему, то не обнаружишь этого «кого-то», «личности», «индивидуальности»! Всё есть сознание – «ты», «я», наш разговор, сатсанг, каждый человек здесь, каждый предмет – всё это сознание. И это удивительное открытие! Сознание, разговаривающее с сознанием о сознании посредством сознания. Насколько просто! И, всё же, насколько это трудно, когда анализируется посредством эго-ума. Посмотри, я указываю тебе на то, где ты есть прямо сейчас, чтобы ты осталась в этом, ничего более. Но твой ум зациклился на каком-то интересном моменте разговора. Пока ты думала об этом, ты пропустила всё остальное – это и есть игра, «майя» или космическая иллюзия. Один дзен мастер по имени Банкей сказал: «Это как человек, уронивший свой меч в море с борта корабля, помечающий на перилах то место, где меч упал в воду». (смех…)

  • Прямо сейчас, когда ты это рассказывал, всё остановилось! Я не могу думать. Нет мыслей… Это удивительно!

Что видит всё это?

  • Ничто… Я.

«Я»-ничто, наблюдает остановившийся ум. Когда ум остановился, можно ли его по-прежнему называть умом? (пауза…)

А сейчас?

  • Тишина и покой.

Для кого?

  • Здесь… Для меня.

Для тебя? Ты уверена? Что есть «ты» в этом?

  • Не я, просто тишина и глубокий покой и настоящее чувство благодарности. Это правильно?

Ты мне сама скажи.

  • Да. Благодарность за такое ясное слышание и видение этого. Спасибо тебе.

Пожалуйста. Истинное Я благодарит само Себя. Очень хорошо! (смех). ОМ

Ссылка на источник (на английском языке): SIMPLY THIS
*При копировании или частичном использовании материала ссылка на Mooji.RU обязательна!

Хотите видеть больше текстов и видео Муджи на русском?
Поддержите проект Mooji.RU!

  1. renata
    renata09-24-2013

    класс)